Информационная культура в широком смысле. Тема: Информационная культура

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В период перехода к информационному обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологии работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания.

1.Введение
2.Информационная культура и её составляющие
1.Понятие информационной культуры
2.Составляющие информационной культуры
3.Информационное поведение
3.Информационная культура и информационное общество
4.Всемирная информационная сеть - Интернет
5.Заключение
6.Список литературы

Работа содержит 1 файл
  1. Введение
  2. Информационная культура и её составляющие
    1. Понятие информационной культуры
    2. Составляющие информационной культуры
    3. Информационное поведение
  3. Информационная культура и информационное общество
  4. Всемирная информационная сеть - Интернет
  5. Заключение
  6. Список литературы

1. Введение

В период перехода к информационному обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологии работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры обращения с информацией. Для отражения этого факта был введен термин «Информационная культура».

          1. Информационная культура и её состаляющие

2.1. Понятие информационной культуры

Информационная культура – умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

Информационная культура в узком смысле – это уровень достигнутого в развитии информационного общения людей, а также характеристика информационной сферы жизнедеятельности, в которой мы можем отметить степень достигнутого, количества и качества созданного, тенденции развития, степень прогнозирования будущего.

Можно выделить "культурологический" и "информационный" подходы к трактовке понятия информационная культура.

В рамках культурологического подхода информационная культура рассматривается как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человечества.

В рамках информационного подхода большинство определений подразумевает совокупность знаний, умений и навыков поиска, отбора, анализа информации.

2.2. Составляющие информационной культуры

Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой, как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:

  • в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);
  • в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;
  • в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;
  • во владении основами аналитической переработки информации;
  • в умении работать с различной информацией;
  • в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.

Неотъемлемой частью информационной культуры являются знания новой информационной технологии и умение ее применять для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода.

Информационную культуру можно рассматривать на трех уровнях:

  • информационная культура личности;
  • информационная культура отдельных групп сообщества (определенного социума, нации, возрастной или профессиональной группы и т.д.);
  • информационная культура общества в целом.

2.3. Информационное поведение

Информационная культура проявляется в информационном поведении людей.

Под информационным поведением понимается образ действий, совокупность усилий, предпринимаемых человеком для получения информации, ее передачи и распространения в обществе.

Информационное поведение, с одной стороны, отражает активность личности, умение ориентироваться в информационном пространстве. С другой стороны, в информационном поведении проявляется степень доступности и комфортности использования совокупных информационных ресурсов.

3. Информационная культура и информационное общество

В информационном обществе необходимо начать овладевать информационной культурой с детства, сначала с помощью электронных игрушек, а затем привлекая персональный компьютер.

Для высших учебных заведений социальным заказом информационного общества следует считать обеспечение уровня информационной культуры студента, необходимого для работы в конкретной сфере деятельности. В процессе привития информационной культуры студенту в ВУЗе наряду с изучением теоретических дисциплин информационного направления много времени необходимо уделить компьютерным информационным технологиям, являющимся базовыми составляющими будущей сферы деятельности. Причем качество обучения должно определяться степенью закрепленных устойчивых навыков работы с среде базовых информационных технологий при решении типовых задач в сфере деятельности.

В информационном обществе центр тяжести приходится на общественное производство, где существенно повышаются требования к уровню подготовки всех его участников. Поэтому в программе информатизации следует особое внимание уделить информатизации образования, как направлению связанному с приобретением и развитием информационной культуры человека. Это, в свою очередь, ставит образование в положение «объекта» информации, где требуется так изменить содержание подготовки, чтобы обеспечить будущем специалисту не только общеобразовательные и профессиональные знания в области информатики, но и необходимый уровень информационной культуры. Повсеместное внедрение персонального компьютера во все сферы народного хозяйтсва, новые его возможности по организации «дружественной» программной среды, ориентированной на пользователя, пользование телекоммуникационной связи, обеспечивающей новые условия для совместной работы специалистов, применение информационных технологий для самой разнообразной деятельности, постоянно растущая потребность в специалистах, способных ее осуществить, ставят перед государством проблему по пересмотру всей системы подготовки на современных технологических принципах.

Компьютеризация общества привела к появлению серьезных злоупотреблений информацией, компьютерной преступности – искажению данных компьютерной памяти, воровству с помощью компьютеров, к появлению опасности монополизации просветительства и средств массовой информации, монопулировании общественным мнением, компьютерному пиратству.

Совершенствуются способы борьбы с компьютерной преступностью, как и способы борьбы с традиционной преступностью.

4. Всемирная информационная сеть - Интернет

Одним из достижений современной цивилизации является создание Всемирной информационной сети. Интернет позволяет найти разнообразный иллюстративный материал, который можно использовать на лекциях, демонстрируя изображения на экране, а если есть возможность их распечатать - и при оформлении кабинета.

Однако при пользовании Интернетом в школе возникает и ряд сложностей.

Информация в сети бесконтрольна, что часто ставит под сомнение ее достоверность, а зачастую и серьезность. Одно из самых простых правил, позволяющих хоть в какой-то мере отличить достоверную научную информацию от безграмотных сенсационных сообщений - обратить внимание на название сайта, источник и автора предлагаемого материала или статьи. Сайты научных организаций и центров, вузов и других учебных заведений вызывают больше доверия, чем чисто информационные, а сайты известных научно-популярных изданий естественно-научного направления - больше, чем страницы с новостями и сообщениями на любые темы. В том случае, если сайт является авторским, т. е. создан одним человеком - стоит обратить внимание на те сведения, которые автор приводит о себе, вспомнить, знакомо ли Вам его имя по другим статьям и публикациям.

Заслуживающие доверия сайты всегда указывают источник получения материала, на что также следует обратить внимание. При наличии прямых ссылок на сетевые источники - их стоит проверить. Так можно еще раз убедиться в том, заслуживает ли материал доверия, а также узнать дополнительные подробности, опущенные при цитировании, но важные для Вас. Все эти моменты следует учитывать при пользовании сетью Интернет.

5. Заключение

Таким образом, информационная культура - это совокупность системных сведений об:

а) основных методах представления и добывания знаний;

б) умениях и навыках применять их на практике.

Эти пункты реализуются с использованием современных информационных технологий (прежде всего, Интернета).

Иными словами информационная культура - это культура обращения со знаниями, данными и информацией, которые сосредоточены на компьютерах сети Интернет. Составной частью информационной культуры является компьютерная грамотность, теоретические знания и навыки работы (прежде всего, навигации при поиске информационных ресурсов в Интернете). Высокая информационная культура, как уже отмечалось, предполагает два основных качества: умение адекватно формализовать имеющие у человека знания и умения адекватно интерпретировать формализованные описания.

Уровень информационной культуры ощутимо влияет на успешность жизнедеятельности личности и расширяет свободу действий человека. В настоящее время умение находить и использовать информацию влияют на социальный статус в не меньшей степени, чем полученное образование, экономическое и социальное положение семьи и другие социальные факторы. Каждый человек, живущий в век информационных технологий, должен обладать информационной культурой.

6. Список литературы

Основная литература

  1. Блюменау Д.И. Информация и информационный сервис. 2007
  2. Словарь современных компьютерных терминов
  3. Урсул А.Д. Информатизация общества, 2008

Нормативно-правовые акты

  1. Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 09.02.2009) «О средствах массовой информации»

Сайты в Интернете

      1. http://bestreferat.ru /inf- culture/
      2. http://allbest.ru /culture/
      3. http://www.erudition.ru/ referat/ref/id

Культура – одна из самых важных характеристик бытия человека и общества, «мера человеческого в человеке», основа личности. Бурное развитие в последние десятилетия новых информационных технологий актуализировало интерес к тем аспектам культуры, которые сущностно характеризуют положение человека в современном мире. В широком понимании информационная культура представляет общественно-историческую универсалию, качественную характеристику жизнедеятельности человека в области получения, передачи, хранения и использования информации. В истории человечества были представлены такие фундаментальные способы хранения и передачи информации, как устный (ритуального типа), письменный и экранный. Соответственно, всегда знания, умения, навыки человека в информационной деятельности и информационных отношениях свидетельствовали о его общей культуре и социальном статусе. Но лишь в современных условиях, на стадии развития «экранной» культуры, информационная культура стала предметом философского и научного дискурса, областью целенаправленных практических действий, включая и систему образования. Развитие ее на современном этапе в первую очередь связано с формированием особых информационных качеств личности.

Существует многообразие подходов к определению понятия «информационная культура личности». В узком смысле она характеризуется как совокупность оптимальных способов обращения с информацией, информационных знаний, умений и навыков. Безусловно, подобные определения не раскрывают полного содержания понятия, ограничивая его технологической стороной.

В современных исследованиях предлагаются и более широкие трактовки. Так, Э.П. Семенюк под информационной культурой в целом понимает информационную компоненту человеческой культуры, объективно характеризующую уровень всех осуществляемых в обществе информационных процессов и существующих информационных отношений. Соответственно, информационная культура личности определяется как степень совершенства человека, общества или определенной его части во всех возможных видах работы с информацией: её получении, накоплении, кодировании и переработке любого рода, в создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании . В определении С.Д. Каракозова информационная культура личности – «составная часть базисной культуры личности как системной характеристики человека, позволяющая ему эффективно участвовать во всех видах работы с информацией: получении, накоплении, кодировании и переработке любого рода, в создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании, и включающая грамотность и компетентность в понимания природы информационных процессов и отношений, гуманистически ориентированную информационную ценностно-смысловую сферу (стремления, интересы, мировоззрение, ценностные ориентации), развитую информационную рефлексию, а также творчество в информационном поведении и социально-информационной активности» . В определении Е.А. Медведевой информационная культура – уровень знаний, позволяющий человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию . Достоинство представленных подходов видится в стремлении не ограничивать понимание информационной культуры лишь инструментальными характеристиками, а дать ее определение в контексте общей культуры личности и состояния информационной культуры социума в целом.

Понимание информационной культуры личности как важнейшей составляющей общей культуры человека приводит к необходимости выделения в ней не только технологического, но и мировоззренческого компонента в системном единстве трех его составляющих – познавательного, практического и ценностного. Познавательный компонент характеризуется уровнем и содержанием информационных потребностей, осознанностью роли информации в обществе, знанием законов информационной среды и норм, регламентирующих информационную деятельность, пониманием их особенностей в своей собственной сфере деятельности. Практическая сторона основана на умении человека превращать информацию в знание и применять его в повседневной и профессиональной деятельности, включает культуру информационно-психологической самозащиты. Содержание ценностного компонента охватывает личностные критерии отбора и оценки информации на предмет ее полезности и истинности, этику информационной деятельности, позитивные стереотипы информационного поведения и деятельности. Таким образом, информационная культура личности – это актуализация общей культуры человека в информационной деятельности, в его отношениях с субъектами этой деятельности и информационной средой в целом. Это качественная характеристика человека, выражающая уровень его культурного развития применительно к информационной деятельности и информационной сфере.

Информационная культура может рассматриваться на трех уровнях – когнитивном, поведенческом и ценностно-нормативном, при этом последний выступает в качестве системообразующего, определяющего духовный облик человека как субъекта информационно-средовой деятельности и отношений. Ценности выступают как положительно личностно значимый, внут­ренний ориентир деятель­ности, который эмоционально освоен субъектом. Ценностно-нормативный компонент в значительной мере определяет характер познавательной и практической информационной деятельности: освоение новых знаний и приобретение навыков, их повседневное практическое применение в процессе использования новых информационных средств. Аксиологическое измерение могут иметь качество информационной среды, содержание информации, сами субъекты информационных отношений, нормы и требования, предъявляемые к поведению в информационном пространстве.

Мера развития информационной культуры личности – в способности и возможности раскрыть свой творческий потенциал, не только в свободе, но и в ответственности, значение которой в современной информационной среде особенно возрастает. В последнее время немало говорится о большом потенциале креативности, которые содержат новые информационные технологии. Действительно, ХХ век подарил человечеству ряд парадоксов, не на последнем месте из которых – так называемая гуманистическая парадигма развития современной цивилизации. Контуры информационного общества, намеченные западными футурологами, уверенно выстраиваются вокруг свободного, образованного и творческого человека. В свете данной концепции перспективы человечества в связи с внедрением новых информационных технологий выглядят достаточно оптимистично. Действительно, возрастают возможности хранения и передачи информации, она становится более доступной. Компьютеру переданы рутинные операции, освобождая человеку время на творческую деятельность. Появляются возможности решения более сложных задач, происходит усиление человеческого интеллекта. Особое значение изменения имеют для системы образования. Возникают новые условия перехода к личностно-ориентированному обучению.

В то же время, дегуманизация стала вектором социокультурных изменений в век, когда о человеке, личности и свободе говорилось и писалось так много. Виртуальный мир все чаще вторгается в повседневную реальность, заставляя играть по своим правилам. Виртуализация коснулась быта и политики, войны и сферы межчеловеческих отношений. Компьютер порождает новую деструктивную форму эскапизма, бегства человека не только от других людей в реальном мире, но и от себя самого. Отмечается очередной виток «архаизации» культуры. Правда, традиционная культура посредством мифа антропоморфизировала мир, наделяя его качествами субъекта и подразумевала возможность подобных же отношений. Современная архаика – это отчуждение свойств и качеств субъекта в пользу виртуальной знаковой реальности. В то же время, явление анимизации, отмечаемое и для системы человек-компьютер – это один из возможных, пусть и в значительной мере иллюзорных, способов преодоления отчуждения.

Информатизация общества породила и проблему информационной дезориентированности личности. Легкий доступ к информации порождает отказ от самостоятельности в выработке новых знаний, провоцирует использование непроверенного, подчас некачественного материала. Один из важнейших принципов – свобода информации – породил до сих пор не решенную проблему гарантирования ее качества. Побеждает принцип экономии мышления, внося шаблонность в процессы поиска, обработки и анализа учебной и научной информации. Следует отметить, что одна из возможностей решения данной проблемы заключается в формировании информационной культуры личности, в способности самостоятельно, критически подходить к отбору информации, преобразуя ее в знание, актуализированное в деятельности.

Характер изменений в информационной культуре современного человека невозможно понять без обращения к ценностным изменениям информационной культуры общества в целом. Так, происходит дальнейшая витализация ценностей, превращение проблем здоровья, телесности и потребления в элемент массовой культуры. В структуре витальных ценностей особую роль начинает играть понятие информационной безопасности человека, что предполагает дальнейшую разработку проблем экологии человека в информационном пространстве. Особое измерение получают моральные ценности в виртуальном пространстве социальных взаимодействий, где нормой становится неперсонифицированность, анонимность, а, значит, человек проходит испытание безответственностью. В информационной деятельности важную роль играют и эстетические ценности. Оценке могут подвергаться формы репрезентации информации, а также художественные ценности, продуцированные в рамках традиционных и новых видов искусства. В структуре социально-организационных ценностей (политических и правовых) усиливается значение СМИ, качественное обновление которых происходит благодаря новым информационным технологиям. В этих условиях возрастает амбивалентность такого рода информации, например, рост многообразия на общем фоне понижения ее качества и недостаточной развитости информационной культуры ее массового потребителя.

Информационную культуру личности можно рассматривать на двух уровнях – как общую и профессиональную, причем роль последней неуклонно возрастает. В условиях массового производства и потребления информации, ее постоянного обновления, изменяются требования к современному квалифицированному специалисту. Он должен обладать не только профессиональными знаниями, умениями, навыками, но, шире, особой культурой – познания, мышления, образования и самообразования. Информационная культура личности – это не просто навык работы с компьютером, с программным обеспечением и т.д. В первую очередь это культура овладения знаниями, умение сочетать традиционные и современные методы познавательной деятельности. Это высокий уровень профессиональной мобильности и адаптивности в информационной среде, ответственность за информационную безопасность общества, общая культура коммуникации в профессиональном сообществе в информационной сфере. Необходимо также и понимание самих перспектив развития новых информационных технологий, их фундаментального влияния на жизнь современного общества.

Примечания:

Семенюк Э.Л. Информационная культура общества и прогресс информатики // НТИ. Сер.1. – 1994. – №7. – С.3.

Каракозов С.Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности // Педагогическая информатика. – 2000.– №2. – С.55.

Медведева Е.А. Основы информационной культуры // Социс. – 1994. – №11. – С.59.

Информационная культура является результатом информационной деятельности и необходимым условием её успешного осуществления. Именно в понятии информационной культуры информационная деятельность фиксируется на уровне развитого, внутренне дифференцированного целого и получает свою конкретную содержательность. Поэтому без рассмотрения специфических признаков и черт информационной культуры полученная теоретическая модель не будет достаточно эффективной при её использовании для изучения информационной деятельности в специальных науках. Отсюда следует, что важным шагом в конкретизации системного понимания информационной деятельности является переход к представлению об информационной культуре.

Методологическим средством введения понятия «информационная культура» в систему категорий теории информационной деятельности служит философское представление о культуре, которое является родовым по отношению к вводимому понятию. Необходимость соотнесения понятия информационной культуры с категорией «культура» обусловлена тем обстоятельством, что некоторые авторы отождествляют их. Так, И.Ширшов пишет: «Под культурой мы подразумеваем информацию, запечатленную в предметно-чувственных образованиях, в практике (материальная культура), либо в структурах обыденного или специализированного языка в научных и художественных текстах (духовная культура)» 1 . Этот взгляд опирается на концепцию Ю.Лотмана, в которой культура характеризуется как совокупность всех ненаследственных типов информации, способов их организации и сохранения. «“Культура есть устройство, вырабатывающее информацию» 2 .

Символический, информационно-коммуникативный характер культуры фиксируется во многих ее общих дефинициях. В современной американской антропологии получила распространение концепция К.Гирца, в которой культура мыслится как система символов и переплетение значений, где «человек подвешен к паутине значений, которую он сам сплел» 1 . Эта «паутина значений» и есть культура, т.е. многосвязная система смыслов, которые ориентируют человека по отношению к другим людям и природе. Насколько правомерна редукция культуры к языково-коммуникативным процессам? Исчерпывают ли последние содержание категории культуры? Являются ли понятия «информационная культура» и «культура» тождественными? Прежде чем ответить на эти вопросы, необходимо рассмотреть (конечно, лишь в том объеме, который достаточен для решения поставленной здесь задачи), категорию культуры в ее общефилософском смысле.

Категория культуры в российском обществоведении начала активно разрабатываться с 60-х годов ХХ века. В настоящее время философы и культурологи уделяют значительное внимание различным аспектам проблемы культуры 2 . Однако приходится констатировать, что по ряду культурологических вопросов необходимой ясности и единства мнений ещё не достигнуто. Это касается прежде всего определения понятия «культура», его соотношения с понятиями «цивилизация», «духовная деятельность», «творчество» и т.д. Остро дискуссионными являются проблемы методологии исследования культуры и её социальных функций. «За последние четверть века, - отмечает И.Я.Лойфман, - в отечественной литературе выдвинуто немало различных трактовок понятия «культура». Она рассматривается как система ценностей, мир смыслов, способ деятельности, сфера самовоспроизводства личности, символическая деятельность, реальное и духовное обобщение действительности, способ развития общества, его духовная жизнь и др.» 3 .

нельзя не видеть, что как аксиологические, так и технологические характеристики культуры суть категориальные определения человеческой деятельности и самого человека как действующего лица.

Поэтому более значительным методологическим и эвристическим потенциалом обладает подход, согласно которому культура характеризуется как плодотворное, производительное существование. «Именно в плодотворном, производительном существовании, - подчеркивает И.Я.Лойфман, - наиболее полно и целостно раскрывается родовая, социально-деятельная сущность человека, его способность самоопределяться в мире творчески, универсально, исторически» 1 .

Преимущество понимания культуры как плодотворного, производительного существования заключается в том, что в нём понятием «культура» охватывается не только живая, но и опредмеченная деятельность; не только продукты деятельности, но и её субъекты, не только феномены общественного сознания, но и различные аспекты общественного бытия. Кроме того, излагаемая позиция даёт возможность ввести представление о системе культуры, которая в целом соответствует системе социальной деятельности. На этой основе появляется возможность конкретизации категории культуры до уровня понятия информационной культуры и рассмотрения последней как подсистемы первой.

Важнейшее системное членение культуры связано с её дифференциацией на материальную и духовную. Именно в понятийном ряду, который возникает на основе категории духовной культуры, обнаруживается социальный феномен, фиксируемый понятием «информационная культура». Информационная деятельность относится к системе духовной деятельности и, следовательно, информационная культура является подсистемой системы духовной культуры.

Будучи неотъемлемой частью культуры в целом, информационная культура представляет собой существенную грань социальной природы человека, его отношения к окружающей действительности.

В настоящее время проблема информационной культуры все чаще становится предметом обсуждения не только в научной, но и в философской литературе, что несомненно свидетельствует об ее актуальности. Понятие «информационная культура» появилось в середине ХХ века в связи с такими понятиями, как «информационный взрыв», «информационное общество» и «информационная цивилизация».

В условиях лавинообразного нарастания информационных потоков остро встала проблема поиска эффективных способов и средств доведения релевантной информации до потребителя. Совокупный спрос сдвигается в сторону информационных потребностей. В США за 1980-1992 гг. доля расходов на информацию возросла в совокупном потребительском спросе с 9,9% до 12,5%, а на продукты питания уменьшилась с 19,9% до 16,6%. Совокупное предложение имеет тенденцию к увеличению производства информационных товаров и услуг. Появляются новые продукты и услуги. В результате создание, распространение, обновление и применение информации происходит опережающими темпами (по сравнению с использованием любых других ресурсов). В 1994 году мировое производство промышленных товаров возросло на 3,5%, а мировое производство информационных товаров и услуг увеличилось на 20% 1 .

Как мы видим, сама общественная практика диктует необходимость повышения уровня знаний, способностей, умений, связанных с производством, переработкой, хранением, передачей и потреблением информации. В этом контексте и возникает проблема формирования информационной культуры. Овладение информационной культурой становится жизненно важным для человека и общества делом. Если человек в периоды традиционных форм общения в основном зависел от собственной накопленной информации, то сейчас доминирует зависимость от информации, приобретенной и сохраняющейся в информационной среде, а ее эффективное использование невозможно без информационной культуры. «Поэтому совершенно неверен лозунг: дайте верную информацию в нужном количестве и в подходящее время с приемлемыми издержками, и я переверну мир» 2 . Необходима еще индивидуальная и коллективная способность правильно оценить информацию и быстро извлечь имплицитно содержащиеся в ней следствия относительно ближайшего и более далекого будущего, т.е. нужен еще определенный уровень развития информационной культуры.

Другой аспект проблемы информационной культуры связан с развитием процесса информатизации общества. Развертывание и углубление этого процесса приводит к интенсификации и ускорению темпов социальной жизни. Возможно, что самой важной чертой информатизируемого общества является не оперирование огромными массивами информации при помощи новейших информационных технологий, а «убыстрение темпов экономической, социальной, политической и культурной эволюции» 3 . В этих условиях человек постоянно сталкивается с чем-то новым и неожиданным. Исчезают прежние и появляются новые профессии, изменяется институциональная структура социальных систем. Все это вызывает необходимость согласования деятельности людей, живущих не только в данной стране, но и в разных странах и на разных континентах. Но такое согласование осуществимо только на основе взаимопонимания, на базе «понимающей» коммуникации, возможной лишь при наличии высокой информационной культуры, которая является необходимым элементом общего процесса плодотворного, производительного существования, т.е. культуры как таковой. На фоне отношения человека к информации, ее оценки, отбора в целях практического применения, организации и согласования совместной деятельности людей возникает проблема информационной культуры. Как мы видим, появление этого понятия является закономерным, поскольку обусловлено самим ходом социально-исторического процесса.

Теперь вернемся к вопросу о допустимости/недопустимости отождествления информационной культуры с культурой вообще. Изложенное, на наш взгляд, позволяет заключить, что такое отождествление неправомерно. Содержание общего понятия культуры значительно богаче содержания понятия «информационная культура». Культура как таковая многоаспектна и полифункциональна: кроме информационной и коммуникативной функций, она выполняет целый ряд других функций. «Как всеобщая универсальная форма реализации сущностных сил человека, воспроизводства и обновления человеческого бытия культура пронизывает собой все области человеческой деятельности» 1 .

Одна из генеральных целей культуры состоит в том, чтобы обеспечить человеку возможность воспринимать и преобразовывать окружающий мир и самого себя, она формирует и реализует сущностные силы человека, тогда как информационная культура служит условием, обеспечивающим это восприятие, предпосылкой для распредмечивания всего богатства материальной и духовной культуры общества и личности. Информационная культура - необходимая и важная часть общей культуры, но все же только часть, поэтому первая несет в себе лишь некоторые характеристики второй. Обусловленность информационной культуры целым, т.е. культурой как таковой, проявляется в том, например, что, если человеку в недавнем прошлом для выполнения своих профессиональных и других социальных обязанностей достаточно было сведений, полученных в школе, то сегодня возникает необходимость непрерывно пополнять и обновлять свои знания. Несомненно, что отождествление рассматриваемых понятий ведет к неоправданному сужению содержания категории «культура», а тем самым, к ограничению ее познавательного потенциала.

Характеризуя отличие информационной культуры от культуры как таковой и ее различных модификаций, необходимо учитывать следующее обстоятельство. Человек живет помимо природного мира и мира производимых им вещей еще и в мире символов, который он постоянно творит и обновляет. Символический мир составляет важный аспект культуры как плодотворного, производительного существования в его тотальности. Но если для категории культуры “вселенная” символов лишь один из ее многочисленных аспектов, то для понятия информационной культуры символическая сфера составляет его основное содержание. Человек - это существо, живущее в знаково-символическом мире, творящее этот мир и его ассимилирующее. Способом творения и ассимиляции этого мира и выступает информационная культура, которая необходима для того, чтобы учить искусству интерпретации, искусству понимания другой индивидуальности, другой культуры и истории.

Человек мыслит в разнообразных символических системах - лингвистической, образной, математической, музыкальной, ритуальной. Без них у человека не было бы ни искусства, ни науки, ни философии, ни религии, ни права. Символы необходимы, но они могут быть пагубны если им приписывать бóльшую реальность, чем та, которую они обозначают. Если в науке ученые научились через символику понимать силы природы и управлять ими, то в политике манипулирование символами приводило к глубоким социальным катаклизмам. В науке символы тщательно отбирались, анализировались и видоизменялись, чтобы соответствовать научным фактам. В политике символы никогда не подвергались глубокому анализу и лишь конъюнктурно согласовывались с новыми фактами истории. Опаснее всего то, что неудачно выбранным символам в политике придается незаслуженно высокий статус, будто они наделены большей реальностью, чем обозначаемая ими реальность. Реалистическое употребление символов в сфере политики становится в современном мире одной из чрезвычайно важных научно-практических задач. От ее разумного решения сегодня во многом зависит само существование человека, культуры 1 . Этим фактором определяется растущая социальная значимость информационной культуры, что определяет необходимость и актуальность ее изучения на уровне социальной философии.

Решение вопроса о соотношении понятий «культура» и «информационная культура» предполагает выявление специфических функций информационной культуры. Необходимость функционального описания информационной культуры определяется тем, что на этой основе «формируется взгляд на нее не как на «придаток» к экономике, сферу раз­влечений или чисто духовных занятий, а как на работающий, полный жизни организм, призванный обслуживать потребности общества» 1 . Вы­членение и раскрытие содержания основных функций дает возможность более конкретной и многоаспектной оценки информационно-культурных феноменов и информационной деятельности в целом.

Системность информационной культуры обусловливает системность ее функций. Вопрос о классификации функций не только информационной культуры, но и культуры вообще является одним из наименее разработан­ных в отечественной культурологии и философии. Дело в том, что иссле­дователи сталкиваются с достаточно сложной методологической пробле­мой выбора и обоснования принципа, критерия классификации. В литера­туре высказано немало содержательных суждений по этому вопросу. В ка­честве классификационной основы чаще всего называются принцип до­минанты, позволяющий выделить ведущую функцию и, соответственно, классифицировать все другие функции, субъект (носитель) культуры, дея­тельность, потребность и т.д.

С нашей точки зрения, полагание потребностей в качестве структуро­образующего принципа является достаточно обоснованным, поскольку каждая из функций информационной культуры направлена на реализацию, удовлетворение какой-либо потребности общества и личности. Исходя из принципа взаимосвязи потребностей и культуры Э.В.Соколов выделяет ее преобразовательную, коммуникативную, согнификативную, информаци­онную, нормативную, защитно-адаптивную функции, а также функцию психологической разрядки. Производными от них являются функции «гоминизации», социализации, инкультуризации и индивидуализации 2 .

В культурологической литературе упоминаются также номинативная, ценностная, ориентирующая, целеполагающая и гармонизирующая функ­ции, что свидетельствует о полифункциональном характере культуры во­обще и информационной культуры в частности. Принимая в целом пред­ложенную Э.В.Соколовым структуру функций, следует сделать одно су­щественное уточнение. С нашей точки зрения, основными, исходными для информационной культуры являются отражательная (познавательная), коммуникативная, информационная и регулятивная функции. Их разви­тие и взаимодействие порождают все другие функции, соответствующие определенным личным и общественным потребностям, которые при всех условиях должны удовлетворяться.

Познавательная функция информационной культуры формиру­ется и развивается на основе взаимодействия отражательного и информа­ционного процессов и выступает как умение и способность познавать лю­дей, объективировать ситуацию, прогнозировать поведение, выбирать роль, адекватно воспринимать и передавать вербальную и эмоциональную информацию. Особое значение познавательная функция информационной культуры имеет в сфере науки. Здесь она находит свое выражение в скла­дывающемся образе действительности под углом зрения перспективных требований субъекта к производству, преобразованию, передаче и воспри­ятию информации, необходимой для разработки и осуществления исследо­вательских целей и программ, а также для разрешения научных проблем. Без определенного уровня информационной культуры невозможно разви­тие способности к теоретическому мышлению, предполагающему умение и навыки оперирования понятиями, категориями и другими знаковыми системами, применяемыми в науке.

Таким образом, познавательная функция внутренне присуща информационной культуре, которая представляет собой определенный способ отражения мира с помощью различных знаковых систем и потому выступает необходимым компонентом познавательного процесса.

Коммуникативная функция информационной культуры обусловлена социальностью человека, который не может существовать вне обмена информацией с другими людьми. Только в общении происходит прогрессирующее развитие духовных, творческих способностей личности. Свое выражение коммуникативная функция информационной культуры находит в сформировавшихся нормах, эталонах, стереотипах общения, с помощью которых каждый индивид выбирает определенную форму взаимодействия с другим индивидом или группой таковых в специфических социальных, национальных, половозрастных и стартовых условиях. Совокупность норм и стандартов образует культурно-историческую среду, задающую способы формирования личных, групповых и массовых отношений в социальной системе. Мера овладения способами общения служит одним из важнейших индикаторов уровня развития общей культуры человека.

Реализация коммуникативной функции информационной культуры связана с прогрессом информационной техники, который состоит в возрастании ее мощности, скорости и дальнодействия, а также в вовлечении в коммуникацию все больших масс людей. Но особенно большое значение эта функция имеет во внутренней стороне коммуникации, где она проявляется как необходимое условие взаимопонимания, сочувствия, сопереживания. «Все умеют говорить, убеждать или внушать, - подчеркивает Е.Г.Злобина, - но лишь немногие добиваются эффекта понимания» 1 . Достижение понимания и эмпатии свидетельствует об эффективности коммуникативной функции информационной культуры, значение которой стремительно возрастает в связи с происходящими революционными преобразованиями в информационной индустрии. «Будущее общество, - замечает по этому поводу Э.В.Соколов, - теснейшим образом связано с развитием технических средств массовой (и индивидуальной - В.У.) коммуникации. Всемирная система телевидения, персональное радио, компьютеризация, создание международного языка-посредника приведут к таким изменениям, которые трудно предвидеть» 2 .

Теснейшая связь существует между коммуникативной и информационной функциями рассматриваемого типа культуры. Мы уже отмечали, что сердцевину коммуникации составляет информационный обмен, информационное взаимодействие субъектов. Само потребление информации есть общение. Человек способен обмениваться с другим человеком мыслями и чувствами, только лишь облекая их в форму знаков, звуков, письменного текста. «Для того, чтобы сделать содержание одного сознания доступным другому, используются различные системы знаков: естественный язык, различные коды и шифры, образы искусства, научные и философские теории. Мимика телодвижения, интонация речи также способны играть важную роль в передаче и восприятии информации, в достижении взаимопонимания» 3 .

Сущность информационной функции заключается в создании знаковой «копии» действительности, отображении целостной, осмысленной и общезначимой картины мира посредством той или иной знаковой системы, важнейшей их которых является язык. Поэтому для того чтобы понять поведение людей иной культуры, необходимо прежде всего изучить их язык, который выступает в качестве основного носителя значений и смыслов.

Информационная культура является необходимым условием передачи и приема информации в синхронном и диахронном взаимодействии субъектов. Она способствует оптимизации всего информационно-деятельностного процесса и получению информации более высокого качества. В настоящее время уже никто не оспаривает того факта, что от способов производства, хранения, преобразования, передачи и потребления информации зависят скорость и направленность социальных процессов. В век компьютерной революции информационная функция данной культуры становится приоритетной, поскольку ее реализация непосредственно влияет на ускорение социального прогресса.

Неразрывное единство информации и управления обусловливает наличие у информационной культуры регулятивной функции. Любая социальная система нуждается в регулировании поведения и деятельности субъектов, поддерживании равновесия с окружающей средой, координации усилий. На основе информационной культуры осуществляется формирование сложной системы норм, правил, традиций и ритуалов, призванных регулировать все общественные отношения. В определенной степени регулятивную функцию выполняют ценности, которыми обладает субъект, поскольку они очерчивают «поле» его деятельности. Но ценности не указывают на те средства, с помощью которых субъект может достичь цели. Именно нормы и правила определяют выбор субъектом средств и «рамки», в которых он может действовать.

Сущность регулятивной функции информационной культуры заключается в разработке цели и программы деятельности, где цель выступает главным звеном регуляции. Регуляция деятельности субъектов возможна лишь при их активном участии в информационном взаимодействии. Воспринимая информацию, субъект получает представление о состоянии деятельностного процесса, о совпадении или несовпадении его цели и результата и вносит коррективы. На социальную систему оказывают влияние энтропийные факторы. Поэтому для поддержания ее динамической устойчивости субъекты должны постоянно обмениваться информацией, что является непременным условием противодействия тенденции нарастания неопределенности. Отсюда следует, что регулятивная функция информационной культуры представляет собой функциональное требование социальной системы. Ослабление этой функции означает разрушение системы.

Посредством регулятивной функции субъекты осуществляют поиск, обмен и восприятие информации и затем используют ее для устранения или нейтрализации негативных последствий действия «возмущающих» факторов. Данное обстоятельство выдвигает требование усвоения каждым членом общества нормативно-регулятивного аспекта информационной культуры.

Важной функцией информационной культуры является изменение культурных парадигм инокультурных групп, взаимодействующих друг с другом на постоянной основе. В американской культурной антропологии этот процесс получил название «аккультурация». В условиях учащающихся контактов между людьми, принадлежащими к разным культурам, изучение аккультурационной функции информационной культуры приобретает важное практическое значение.

Но особенно существенна диалогосозидающая функция информационной культуры. Выводы культурантропологии стимулировали философское осмысление диалога как фундаментального основания культуры. Диалог рассматривается не только как субстанциальная характеристика культуры, но и как методологический принцип ее исследования. По мнению М.М.Бахтина, “субъект как таковой не может восприниматься и изучаться как вещь, ибо как субъект он не может, оставаясь субъектом, стать безгласным, следовательно, познание его может быть только диалогическим” 1 . Но диалог на всех его уровнях (личностном - “Я” - “Я”, межличностном - “Я” - “Ты”, межгрупповом - “Мы” - “Мы”) в качестве своего основания предполагает определенный уровень развития информационной культуры.

Известно, какую важную роль играют в формировании информационного пространства современные средства массовой информации (СМИ). Но деятельность СМИ приводит и к негативным социокультурным последствиям, одним из которых является “хаотизация”, фрагментаризация социокультурной среды. Коллажность последней в результате действия СМИ была подмечена еще В.Виндельбандом, который писал: “Это целое (культура - В.У.) уже не существует больше как актуальное единство. Расщепленное на отдельные слои, различающиеся между собой по образованию и профессии, оно в лучшем случае представляет собою лишь непрерывную связь функциональных зависимостей, благодаря постоянному и частому взаимному соприкосновению этих разнородных слоев” 2 . Информационная культура выступает как необходимый способ освоения “мозаичного” информационного пространства, ориентации в нем человека.

Термин “информационная культура” впервые был введён в науку российским учёным Г.Г.Воробьёвым. В его трактовке информационная культура предстаёт как “умение использовать информационный подход, анализировать информационную обстановку и делать информационные системы более эффективными” 3 . Г.Г.Воробьёв подчёркивает, что информационная культура теснейшим образом связана с системой управления, в которой управленческий работник имеет дело с людьми, документами и информационной техникой. Знание всех компонентов информационного процесса и умение эффективно использовать информационный подход составляет, по мнению данного автора, суть информационной культуры, которая начинается с азбуки информации, т.е. формирования навыков информационной работы 1 . Такой же позиции придерживается В.П.Рачков, считающий, что информационная культура представляет собой освоение информационно-технологических знаний, адаптацию к информационной сфере, создание психологической предрасположенности к информационным процессам, открытость всему, что принадлежит информационной деятельности 2 . Автор подчёркивает, что об информационной культуре стали говорить после триумфального шествия персональных компьютеров. Поэтому её важнейшей чертой является эффективное использование информационной техники, открывающей широкий доступ к информации и ведущей к новому уровню межличностной, групповой и массовой коммуникации, делающей отношения между людьми прозрачными. “Такая культура не может оставаться закрытой в рамках региона, территории. Эта культура может быть только глобальной, универсальной, формирующей новый тип мышления. Информационная культура... есть результат взаимодействия между людьми и аппаратом, информационно-техническим средством. Эти взаимодействия позволяют индивиду осваивать проблемы коммуникации, которые предполагают передачу и согласованную обработку информации” 3 .

Нельзя не согласиться, что в трактовках, которые даны Г.Г.Воробьёвым и В.П.Рачковым, отражён ряд важных признаков информационной культуры, например, её универсальный и глобальный характер. Однако мы всё же должны отметить недостаточность такого её понимания, поскольку сущность этого феномена в данном случае сводится к совокупности знаний об информационных процессах и прежде всего к знаниям в области информационной техники и технологии.

Иной позиции придерживается Н.П.Ващекин, считающий, что “информационная культура предполагает определённый уровень процесса создания, хранения, передачи, сбора, переработки социальной информации. Вместе с тем, она требует такой деятельности, которая была бы направлена на создание наиболее благоприятных условий для освоения информации” 4 . К ним, по мнению Н.П.Ващекина, относятся следующие: организация наиболее рационального обмена информацией; оптимизация всех видов информационного общения; быстрое обеспечение потребителей необходимыми сведениями. Для повышения эффективности информационной деятельности большое значение имеет формирование у каждого специалиста, учёного внутренней потребности в высокой информационной культуре 1 .

Преимущество данного понимания информационной культуры в том, что оно не ограничивается суммой знаний об информационных процессах, а представляет её как характеристику информационной деятельности, хотя деятельностный подход применяется здесь недостаточно последовательно.

Плодотворным, с точки зрения выявления сущности информационной культуры, является подход, при котором она рассматривается через призму технологической деятельности людей. Такой анализ был проведен канадским ученым Маклюэном, который, однако, абсолютизировал роль информационной технологии, считая, что современные средства коммуникации являются единственной панацеей от всех социальных неурядиц. Поскольку существует достаточно большое количество работ, где проводится критический анализ его взглядов, то мы не будем останавливаться на этом вопросе.

Первый человек, оставляя метки на камнях и деревьях, впервые “открыл” для себя технологию передачи информации. Наскальные изображения, оставленные нашими предками, несомненно выполняли информационную функцию. “Помимо хорошо известного факта высокого уровня развития изобразительной деятельности в палеолите имеются этнографические материалы, демонстрирующие непосредственное использование изобразительных средств в повседневном общении” 2 . Благодаря информационной функции изображений формировался символический язык, готовилась почва для будущей письменности. Наскальные рисунки, глиняные таблички и т.п. послужили истоком начальных форм письменности и всем “графиям” - металлографии, ксилографии, литографии, а живопись с помощью минеральных красителей - письму на пергаменте, папирусе, бумаге, технологиям нанесения пленок. Соединившись вместе они дали начало книгопечатанию, технологию которого впервые разработал И.Гутенберг.

Технология книгопечатания возникла в результате слияния двух первичных линий: технологии записи информации с помощью красителей и путем формирования на этом носителе рельефного текста или изображения. Книгопечатание появилось как реакция общества на необходимость разработки более эффективных средств хранения и передачи информации. Если первый в истории человечества информационный кризис привел к возникновению живописной символики, а второй - к возникновению письменности, то третий - к появлению технологии размножения текстовой и изобразительной информации. Именно здесь берут начало современная технология печатного дела, проекционная оптика и фотохимия, технология гравирования, фотография и фотолитография. На этом технологическом пути развития общества происходит соединение и взаимопроникновение различных направлений науки и технологии. Их синтез создал предпосылки к появлению оптических приборов. Все эти достижения подготовили почву для новой информационно-технологической революции, ознаменованной созданием на базе микроэлектроники компьютерной техники и технологии.

Таким образом, можно утверждать, что информационная технология является неотъемлемой частью плодотворного производительного существования, а эффект ее использования в информационной деятельности является важной характеристикой и аспектом информационной культуры. Информационная культура способствует процессу познания и опредмечивает культуросозидающую деятельность людей. С помощью информационной культуры человек активно усваивает социально-историческую и культурную реальность, овладевает всеми богатствами, которые выработало человечество. Она выступает как элемент социальной реальности, как ценность, атрибут непосредственного культурного бытия. В современных условиях резко расширяется ее коммуникативная функция, что обусловлено необходимостью интеграции общечеловеческого духовного опыта. Накопленные в ходе развития общества знания приобретают характер самостоятельного вида ресурсов - информационных ресурсов, призванных обеспечивать экономию и повышать эффективность использования практически всех других общественных ресурсов.

Огромная социальная значимость информационной культуры заключается в том, что она является необходимым условием перехода человечества к новому типу цивилизационного развития, где основным, приоритетным становится именно информационный ресурс.

Анализ существующих в литературе точек зрения на понимание информационной культуры, рассмотрение ее места и роли в системе культуры и общества в целом, позволяет дать следующее ее определение. Информационная культура представляет собой исторический тип производительного существования человека и общества в знаково-символическом, информационном мире. Ее важнейшими характеристиками являются следующие: степень овладения людьми с помощью информационной техники социальной информацией; совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих взаимодействие субъектов в любых видах деятельности посредством производства, распространения и потребления релевантной информации. Важными компонентами информационной культуры являются развитые информационные способности, потребности и интересы людей, их знания и навыки работы с информацией при помощи современной информационно-коммуникативной техники и технологии на всех стадиях информационно-деятельностного процесса.

Существует множество определений понятия "информационная культура личности", которая характеризуется как "умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы", как "степень совершенства человека, общества или определенной его части во всех возможных видах работы с информацией: ее получении, накоплении, кодировании и переработке любого рода, в создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании" .

По мнению Н.И. Гендиной, "информационная культура личности" - это "совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий" . В рассуждениях об информационной культуре, "в зависимости от субъекта деятельности, различают следующие уровни её бытования: личностный, общественный, профессиональный. Однако в качестве базовых уровней выделяют личностный и общественный на определенном этапе развития общества, причем, в тесной взаимосвязи. Человек, являясь частью информационного общества, должен владеть личностной информационной культурой" .

Исходя из анализа мнений и утверждений специалистов, можно сказать, что информационная культура в широком смысле - это совокупность принципов и механизмов, обеспечивающих взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества; в узком смысле слова - оптимальные способы обращения с информацией и представление ее потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации.

Изучение источников показало, что категория "информационная культура личности " проанализирована в различных взаимосвязях с таким понятием, как "компьютерная грамотность" и "информационная грамотность". Сегодня под компьютерной грамотностью понимаются:

"знания, касающиеся информационной техники и технологии, компьютеров, их потенциала, возможностей и границ использования, а также относящихся к ним основных экономических, социальных, культурных и нравственно-этических вопросов;

совокупность умений и навыков использования компьютеров в своей деятельности:

а) умение инструментального использования ЭВМ (умение пользоваться текстовым и графическим редакторами, электронными таблицами, базами данных и т.д.);

б) умение, характеризующее гуманитарный компонент применения компьютера (умение анализировать ситуации, обусловленные использованием компьютера, описывать результаты воздействия на людей сбоев и отказов системы, умение определять возможность решения задач с помощью компьютера)" .

В понятие "информационная грамотность личности" включены следующие компоненты:

"знания об информационной среде, законах ее функционирования, а также некоторый объем метазнаний, т.е. знаний об информации;

наличие у личности информационных потребностей широкого диапазона;

умение ориентироваться в информационных потоках;

умения и навыки сохранения информации для повторного использования;

развитость алгоритмического мышления личности" .

Анализ работ показал, что структуру ИКЛ специалисты представляют в виде совокупности следующих блоков:

Ё "Культура информационного поведения, которая понимается как система взаимосвязанных реакций человека на контакт с информационной средой. Любые формы поведения так или иначе имеют информационную основу, но специфическое информационное поведение проявляется тогда, когда возникает проблема видения человеком фрагмента реальности. Действия человека по его освоению имеют своим результатом информированность - степень осведомленности человека о явлениях действительности (фактах, событиях, процессах)" .

Ё "Культура информационной деятельности, которая имеет сложную организацию, представлена совокупностью процессов сбора, обработки, хранения, поиска, использования информации; включает читательскую культуру, степень осознания информационных потребностей пользователя информации. Читательская культура предполагает определенный уровень сформированности ряда читательских знаний, умений и навыков: потребности в чтении и устойчивый интерес к нему, читательская эрудиция, навыки чтения, способность к восприятию литературных произведений" .

Ё "Библиографическая культура формируется посредством знакомства с информационными ресурсами и их составляющей - библиографическими указателями, списками литературы, каталогами библиотек посредством библиографических методов: индексирования, классифицирования, каталогизирования, выделения поисковых признаков. Библиографическая культура предполагает сформированность библиографических знаний, позволяющих более успешно организовывать информационные массивы и производить поиск, что оказывает влияние на уровень культуры их использования" .

Ё "Культура информационного мировоззрения, которое формируется на основе анализа имеющихся информационных ресурсов, дает человеку ориентиры, позволяющие определить собственную позицию при изменении ситуации. Информационное мировоззрение представляет собой систему общественных взглядов на объективный мир, место человека в нем. Данное определение указывает на то, что именно знания формируют мировоззрение и что оно может меняться по мере становления личности и усвоения новых знаний" .

Кроме этого, Н.А. Коряковцева в структуру ИКЛ включает такие компоненты как информационная среда и компьютеризация.

Ё "Информационная среда рассматривается двумя концепциями: ресурсной (как техническая среда, позволяющая хранить информацию, извлекать и предоставлять её пользователю) и коммуникационной (как средство человеческой коммуникации)" .

Ё "Информатизация правомерно считается одним из признаков информационного общества и проявления которой нельзя сводить только к технологическому аспекту. Современная информационная техника легко позволяет специалистам любого профиля в любой географической подключиться к банкам данных - сокровищам библиотек, музеев, архивов и т.д., что, несомненно, отражается на развитии духовного мира человека. Информатизация влияет на деятельность образовательных, культурных, информационных учреждений, стимулирует познавательную деятельность людей. Следует отметить, что информатизация - это не только технический, но и социокультурный фактор в развитии общества, который влияет на качество информационной среды, и что в центре всех этих процессов находится человек: именно он на основе имеющейся информации или экспериментальным путем создает новые знания, новые информационные технологии" .

Таким образом, обобщив данные анализа, можно сделать вывод, что ИКЛ тесно связана с информационной культурой общества: информационная культура общества формируется деятельностью человека и, в свою очередь, зависит от уровня информационной культуры общества.

Изучение ряда работ позволило выделить следующие составляющие или структурные компоненты информационной культуры личности (далее - ИКЛ): когнитивный, содержательный (действенно-практический), коммуникативный (аксиологический) и рефлексивный (эмоциональный).

Когнитивный компонент предполагает наличие у обучающегося "целостных знаний (фактов, представлений, понятий, законов и т.д.) об информационной среде, обеспечивающих опыт информационной деятельности и ориентирование в этой среде, осознание целей и определения своих возможностей в осуществлении информационной деятельности" . Данный компонент может проявляться в кругозоре, эрудиции, осведомленности по поводу разнообразных информационных явлений и процессов как с точки зрения научного знания, так и с точки зрения житейского опыта, извлекаемого из непосредственного общения человека с другими людьми, почерпнутого из средств массовой информации и т.д.

Содержательный (действенно-практический) компонент определяет "систему конкретно-практических умений и навыков получения, хранения, передачи и обработки информации в многосторонней деятельности обучающегося. Содержательный компонент проявляется во владении обучающимся сквозной интегративной методологией осуществления своей информационной деятельности, в рефлексии сочетания целей информационной деятельности с постановкой учебных и общекультурных задач и оценки имеющихся ресурсов и рациональной организации процесса их решения с целью придания творческого характера своей деятельности, мобильности, гибкости и адаптивности в информационно-образовательной среде" .

Коммуникативный (аксиологический) компонент включает в себя "принципы и правила поведения личности в информационных и коммуникативных системах в условиях взаимодействия человека, компьютера и информационной среды. Этот компонент предполагает наличие у учащегося способностей в гибком и конструктивном ведении диалогов типа "человек - человек", "человек - компьютер", "человек - компьютер - человек"; представления об этике и такте в компьютерной коммуникации; утверждение нравственности в складывающихся в процессе обмена информацией взаимоотношениях людей" .

Рефлексивный (эмоциональный) компонент представляет собой "систему, сочетающую собственные позиции и установки обучающегося, ценностное отношение к объектам и явлениям быстро меняющейся информационной среды, мировоззрение о глобальном информационном пространстве, информационных взаимодействиях в нем. возможностях и проблемах его познания и преобразования человеком. Данный компонент связан со знаниями обучащегося о приоритете ценности человеческой жизни, здоровья и духовного развития личности; этических и моральных нормах работы в информационной среде; об информационной безопасности общества и личности, о достоинствах и недостатках, диагностике и прогнозировании процесса информатизации общества и жизнедеятельности человека" .

Все компоненты ИКЛ взаимосвязаны и взаимообусловлены. Каждый из них несет в себе определенные функции. Исключение любого из них ведет к нарушению целостности структуры ИКЛ.

Проблема гармоничного развития всех компонентов ИКЛ, по мнению авторов , может быть решена на основе диагностирования уровня её развития. Параметрами эффективной диагностики уровня развития ИКЛ они считают уровни реализации ИКЛ:

Ё "Когнитивный компонент:

ь Эрудиция;

ь Начитанность.

ь Библиотечно-библиографическая грамотность;

ь Компьютерная грамотность;

ь Владение приемами развития памяти;

ь Умение использовать информацию;

ь Умение сочетать традиционные и электронные источники информации для получения новой информации.

Ё Коммуникативный (аксиологический) компонент:

ь Интуиция;

ь Критичность мышления;

ь Гибкость и открытость к восприятию новой информации;

ь Ответственность в работе с информацией.

Ё Рефлексивный (эмоциональный) компонент:

ь Воображение;

ь Сопереживание;

ь Ассоциативное мышление" .

Необходимыми условиями, обеспечивающие эффективность развития ИКЛ в условиях информационно-образовательной среды библиотеки, по мнению ряда авторов являются:

ь "ориентация библиотекарей и пользователей на ценности информационной культуры и обмен этими ценностями в процессе библиотечного обслуживания;

ь комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоционально-волевую и деятельностную сферу личности;

ь единство формирования информационных знаний, умений, навыков, убеждений, личностных смыслов, ценностных ориентации в сфере создания информационных ресурсов и выполнения информационной деятельности" .

Таким образом, формирование умений и навыков работы с информацией, включение их в ценностную систему личности требует индивидуального подхода к каждому потребителю информации, связи обучения с конкретными информационными потребностями.

В 1897 г. знаменитый английский писатель- фантаст Герберт Уэллс написал роман «Война миров» («The War of the Worlds»), где очень реалистично описано вторжение пришельцев (марсиан) на Землю. Приземляются инопланетные корабли, и солдаты Марса завоевывают и порабощают жителей Земли. Значительный резонанс получил поставленный по роману в 1938 г. радиоспектакль, первая часть которого была стилизована под «репортаж в прямом эфире». Эта псевдодо- кументальная инсценировка инопланетного вторжения была разыграна столь реалистично, что многие слушатели поверили в высадку марсиан в штате Нью-Джерси. Этот «информационный радиорозыгрыш» вызвал панику в ряде районов США. Когда на радиостанции объявили о «высадке инопланетного десанта с целью захвата Земли», люди в ужасе стали собирать вещи первой необходимости и покидать свои дома. Радиопостановка 1949 г. в столице Эквадора Кито вызвала нешуточную панику среди жителей, а позже гнев и погром радиостанции, повлекший гибель шести человек.

Эти эпизоды красноречиво свидетельствуют о роли информации в жизни современного общества и его информационной культуре.

Творческое задание. Приведите свои примеры, в которых ярко выражена роль информации.

История информационной культуры насчитывает тысячелетия. Точкой отсчета логично признать момент смены формального отношения к сигналу, которое было свойственно животному миру, на содержательное, присущее исключительно человеку. Обмен содержательными единицами послужил основой развития языка. Становление и развитие языка вызвало к жизни обширную гамму вербальных методик, породило культуру обращения со смыслом и текстом.

В разное время информационную культуру потрясали информационные кризисы, связанные с накоплением и переработкой информационных потоков.

Первой информационной революцией принято называть появление письменности. Она привела к гигантскому качественному и количественному скачку, появилась возможность передачи знаний от поколения к поколению. Второй информационной революцией явилось изобретение книгопечатания (середина XVI в.). Третья информационная революция связана с изобретением электричества в конеце XIX в. Четвертая информационная революция в 1970-е гг. вызвана появлением компьютерных технологий. Произошедшие информационные революции повлекли за собой преобразования общественных отношений во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Современная информационная культура общества вобрала в себя все предшествующие формы и соединила их в единое целое.

Осознание фундаментальной роли информации в динамике социума неразрывно связано с возникновением информационного общества, где в широком социокультурном контексте рассматриваются такие феномены, как информационные ресурсы, новые информационные технологии, информатизация. Постиндустриальное состояние человеческой цивилизации правомерно связывают с формированием информационного общества - общества, уровень развития которого в решающей степени определяется количеством и качеством накопленной информации, ее свободой и доступностью.

Особое значение в информационном обществе приобретают:

о уровень образования, обеспечивающий соответствие навыков, умений людей динамичным изменениям, происходящим в природе и обществе, всей окружающей человека среде, возросшему объему информации, стремительному развитию новых информационных технологий;

0 повышение уровня информационной культуры, предполагающей знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках.

Сегодня есть все основания говорить о формировании новой информационной культуры, которая может стать элементом общей культуры человечества. Пока информационная культура является показателем не общей культуры, а профессиональной, но со временем станет важным фактором развития каждого индивида.

Роль информационного аспекта жизни людей в информационном обществе постоянно возрастает, и сегодня совокупность информационных потоков столь велика, разнообразна и разветвлена, что требует от каждого человека знания законов информационной среды и умения ориентироваться в информационных потоках. В противном случае он не сможет адаптироваться к жизни в новых условиях, в частности к изменению социальных структур, следствием которого будет значительное увеличение числа работающих в информационной сфере.

В настоящее время предложено несколько подходов к определению информационной культуры.

  • 1. Информационная культура понимается как оптимальные способы обращения со знаками, данными, информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации.
  • 2. Понятие информационной культуры характеризует одну из граней культуры, связанную с использованием информационных технологий при решении задач, которые человек ставит перед собой для достижения цели своей деятельности.
  • 3. Информационная культура как категория развивающегося информационного общества рассматривается в качестве общей теории образования человека в рамках нового типа цивилизационного развития, это способ информационного производства, лежащий в основе современной человеческой деятельности и во многом определяющий тип существующей культуры.
  • 4. Информационная культура на современном этапе цивилизационного развития понимается как:

О новый тип общения, дающий индивиду возможность свободного выхода в информационное бытие;

О свобода выхода и доступ к информационному бытию на всех уровнях - от глобального до локального;

О новый тип мышления, формирующийся в результате освобождения человека от рутинной информационно-интеллектуальной работы. Среди черт, определяющих этот тип мышления, уже сегодня ярко проявляется его ориентация на саморазвитие и самообучение. Ведущее место в этом процессе принадлежит системе образования как важнейшему фактору повышения информационной культуры.

Информационная культура педагога подразумевает: активное знание способов получения и передачи информации, владение современными информационными технологиями в образовании, опирающимися на совокупность профессиональных, методологических и общекультурных знаний и практических умений, воспитание высокого уровня информационной культуры у обучающихся.

5. Информационная культура в образовании как процессе социализации личности включает в себя следующие компоненты:

О культуру потребления информации (сознательно избранный информационный образ жизни);

О культуру выбора информации, что подразумевает системный взгляд на информационную среду жизни общества, умение анализировать информационную обстановку;

О культуру поиска информации, т.е. знание информационных услуг, предлагаемых библиотеками и поисковыми системами;

О культуру переработки информации (аналитико-синтетическая деятельность);

О культуру освоения и использования информации, подразумевающую публикационную активность, участие в научных мероприятиях, использование достижений науки и техники в практической деятельности;

О культуру пользования компьютерной и оргтехникой;

О культуру передачи информации (информационно-коммуникативная деятельность);

О культуру распространения информации.

6. Современная информационная культура вобрала в себя все предшествующие формы и соединила их в единое средство. Как особый аспект социальной жизни она выступает в качестве предмета, средства и результата социальной активности, отражает характер и уровень практической деятельности людей. Это результат деятельности субъекта и процесс сохранения созданного, распространения и потребления объектов культуры.

В настоящее время образуется противоречие между одной категорией индивидов, информационная культура которых формируется под влиянием информационных технологий и отражает новые связи и отношения информационного общества, и другой категорией индивидов, информационная культура которых определяется традиционными подходами. Это создает разные уровни ее качества при одинаковых затратах сил и времени, влечет объективную несправедливость, что связано со снижением возможностей творческого проявления одних субъектов по сравнению с другими.

В формировании информационной культуры большое значение имеет образование, которое должно формировать нового специалиста информационного общества, обладающего такими умениями и навыками, как дифференциация информации, выделение значимой информации, выработка критериев для оценки информации и т.п.

Овладение информационной культурой - путь универсализации качеств человека, способствующий реальному пониманию человеком самого себя, своего места и своей роли.

Критериями информационной культуры человека, базирующимися на компьютерной грамотности, осознании роли информации в обществе, знании законов информационной среды и понимании своего места в ней, владении новыми информационными технологиями, выступают умения:

О адекватно формулировать свою потребность в информации;

О эффективно осуществлять поиск нужной информации во всей совокупности информационных ресурсов;

О перерабатывать информацию и создавать качественно новую;

О вести индивидуальные информационно-поисковые системы;

О адекватно отбирать и оценивать информацию;

О осуществлять информационное общение.

Информационная культура реализуется на нескольких уровнях:

О когнитивном - знания и умения;

О эмоционально-ценностном - установки, оценки, отношения;

О поведенческом - реальное и потенциальное поведение.

Каждый из этих уровней представлен рядом показателей (см. табл. 5.1).

Таблица 5.1. Эмпирическая интерпретация понятия «информационная культура человека» (разработана лабораторией социологических исследований в образовании Центра развития образования, г. Самара)

Когнитивный уровень

Эмоциональноценностный уровень

Поведенческий уровень

Интернет-грамотность

Умения обращения с информацией: умение организовать поиск необходимой информации; умение работать с отобранной информацией - структурировать, систематизировать, обобщать, представлять в виде, понятном другим людям; умение общаться с другими людьми с помощью современных средств информатики

Мотивы обращения к различным источникам информации и связанные с этим ожидания

Предпочтительность каналов получения необходимой информации

Степень удовлетворения информационных потребностей, самооценка информационной компетентности

Отношение к девиантному поведению в Интернете

Способы поиска и каналы получения необходимой информации

Интенсивность обращения к различным источникам информации и их характеристика

Применение полученной информации в различных сферах своей деятельности

Способы распространения новой информации

Степень включенности в интернет-сообщество

Формы деятельности в Интернете

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  • 1. Какие объекты обычно относят к сферам материальной и духовной культуры?
  • 2. Можно ли считать однозначным деление на материальную и духовную культуру? В чем заключается условность этого деления?
  • 3. Охарактеризуйте взаимосвязь материальной и духовной форм культуры.
  • 4. Можно ли перенести плоскость различия материальной и духовной форм культуры на плоскость различия цивилизации и культуры?
  • 5. Каковы антропологические и социокультурные основы возникновения и развития техники?
  • 6. Какие фундаментальные черты техники как материального феномена вы можете назвать?
  • 7. В чем проявляются взаимоотношения человек - техника?
  • 8. Какие новые проблемы и ситуации в культуре XXI в. порождает техника?
  • 9. Дайте определение «информационной культуры».
  • 10. Назовите периоды развития информационной культуры.
  • 11. По каким критериям оценивается уровень информационной культуры человека?
  • 12. Перечислите уровни реализации информационной культуры.
Рассказать друзьям